Физиология нейрона


При выполнении спинальной анестезии однократной инъекцией может развиться преходящий болевой синдром (или транзи-торный неврологический синдром, ТНС), проявляющийся болью в спине и по задней поверхности ног с корешковым синдромом, длящимся 1—3 дня после проведения спинальной анестезии. Этиология ТНС не ясна, но предполагается, что это проявление ней-ротоксичности. Транзиторный неврологический синдром чаще развивается на лидокаин, чем на бупивакаин, что, по-видимому, связано с тем, что на изолированное нервное волокно лидокаин воздействует сильнее. Это различие в нейротоксичности может быть объяснено тем обстоятельством, что приготовление растворов бупивакаина высокой концентрации проблематично — в высоких концентрациях раствор бупивакаина выпадает в осадок.

Важно дифференцировать нейротоксичность от других причин повреждения нервного волокна. При регионарной анестезии может произойти прямое повреждение нерва иглой. При интраневральном введении анестетика возможна комбинация повреждающих механизмов — разрыв нервных волокон плюс нейротоксическое влияние введенного раствора. Нервные волокна или спинной мозг могут повреждаться путем сдавливания растущей гематомой или абсцессом. Эпидуральная гематома может вызвать параплегию после нейроаксиальной анестезии у пациентов с сопутствующим назначением антикоагулянтов, например низкомолекулярного гепарина. Другие причины повреждения нерва включают позиционную компрессию, хирургическую травму и повреждения, связанные с наложением жгута на конечность.